Этика управления персоналом

Уважаемый читатель! Этика управления персоналом является одним из видов профессиональной этики. Понятие слова «этика» (от греч. Еthоs — привычка, нрав, обыкновение) обозначает философскую науку, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека.

В нашем многообразном мире, объектом труда становится человек, несущий ответственность за социальные последствия своей деятельности перед другими людьми, перед обществом.

Профессиональная этика

Со временем потребовалась разработка особых профессиональных этических законов, вырабатывающих свои нормы поведения и пропускающих через себя, принятые в обществе моральные требования. Так стали появляться различные виды профессиональной этики. На крупных предприятиях многие руководители начали организовывать проведение курсов этики для работников предприятия, создание корпоративных этических кодексов, письменно формулировать этические принципы, правила и нормы поведения для работников, устанавливать меру ответственности руководителей предприятия перед подчиненными работниками. Обычно, на этом все и заканчивается.

И все же, внимание общественности к этическим проблемам заставляет руководителей проводить этический анализ своей деятельности на предприятии. Широкое использование получили универсальные принципы справедливости: равенство права, уважение человеческого достоинства и наивысшая ценность — человеческая жизнь. Общество требует от крупных предприятий решения социальных проблем, связанных с повышением качества жизни как работников предприятия, так и жителей населенных пунктов в месте расположения предприятия, защиты окружающей среды, благотворительной деятельности.

Факты говорят о противоречии между морально-этическими целями предприятия и его успешной деятельностью. Этические принципы не могут противодействовать существующей реальности. А, руководители предприятия искренне считают этику бесполезной наукой.

Моральная ценность труда проявляется в том случае, если человек относится к труду не как к источнику средств существования, а как к способу формирования человеческого достоинства. Профессиональная этика основывается на моральной ценности и на истинности профессионального труда, решает традиционные этические проблемы. Такие, как поиск своего призвания, выбор профессии, осуществление профессиональной деятельности или несение профессиональной ответственности за результаты своего труда. Профессиональные качества получают свою моральную оценку.

Этика управления персоналом

Для специалиста по управлению персоналом моральные и профессиональные качества работников предприятия становятся объектом его профессиональной деятельности. Например: опыт работы, профессиональные навыки, четность, требовательность, принципиальность, самоотверженность, отзывчивость, гуманность, доброта, справедливость, порядочность и прочее. Область профессиональной деятельности управления персоналом на предприятиях претерпела несколько этапов своего развития. В итоге, человеческий потенциал становится важнейшим ресурсом. В настоящее время целью управления персоналом на предприятии является максимально эффективное использование человеческих ресурсов. Задачей специалистов подразделения по управлению персоналом оказывается обеспечение наиболее благоприятных условий для развития потенциала. При этом не должны упускаться этические ценности предприятия, его высшие моральные принципы.

Формирование морального климата

Хорошего и сильного руководителя всегда выгодно отличает умение регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, определять побудительные мотивы своей деятельности и деятельности подчиненных, определять приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений. Уставные цели, миссия и моральные ценности предприятия очень часто расходятся с его реальными целями. На предприятиях реальные цели достигаются за счет повышения эффективности управления персоналом, включая моральную мотивацию работников предприятия. Формирование морального климата предприятия основывается на личных моральных качествах руководителя и его нравственных убеждений.

Деловой этикет

Деловой этикет означает установленный порядок поведения в сфере управления и предпринимательства. Этикет — это система правил учтивости, в том числе: культуры речи и умения вести беседу, правил поведения за столом, приветствия и прощания, поздравления, благодарности и прочее. Деловой этикет дополняется правилами поведения при устройстве на работу, правилами разговоров по телефону, обращением начальника с подчиненным, правилами деловой переписки, отношением мужчин и женщин в процессе делового общения и прочее. Деловой этикет зависит от деятельности предприятия, существующих на нем традиций, от стиля (авторитарный, демократический, либеральный) и предпочтений руководства.

Итоги

В области управления персоналом профессиональная этика применяется при решении сложных задач, которые не решаются никакими другими способами, кроме морали. Специалисты по управлению персоналом на предприятии должны уметь выбирать наиболее эффективные и морально безукоризненные способы поведения. В этом всегда помогает знание основных правил поведения в ситуациях морального выбора и умение разбираться в «тонкостях» правил поведения на производстве.

Уважаемый читатель! Прошу выразить свое мнение в отзыве!

Поделиться статей в социальных сетях:


Также по этой теме: